Слон в шахматах – как ходит фигура? В картинках

Слон в шахматах – фигура, расположенная на доске в начале партии на клетках c1, f1 (у белых) и c8, f8 (у черных). У каждого из игроков в начале партии в распоряжении находится по два слона.

Еще одно распространенное название – офицер. Так эту фигуру называли в Российской Империи, так иногда и сейчас называют в России, Украине и Болгарии. Во Франции она имеет название “шут”, в Германии – “бегун”, в Эстонии – “копье”, в англоязычных странах – “епископ”, в Чехии – “стрелок”, в Польше – “гонец”. В древних шахматах, шатрандже, слон изображался в виде двух бивней. Это изображение для кого-то было похоже на шута, для кого-то – на епископа. Сейчас за этой фигурой в России закрепилось название “слон”. В нашей стране название этой фигуры переведено наиболее точно. Оно подчеркивает, что шахматы пришли к нам именно с востока. Однако, сама фигура со слоном не имеет ничего общего – она похожа на человека в шляпе, того же епископа.

В шахматы слон, как и пешки, конь и ладья, перекочевал из древней индийской игры “читуранга”. Слово “читуранга” на санскрите означает “четыре рода войск”. Здесь имелись в виду колесницы (ладьи), конница, слоны и пехота (пешки). Слон в читуранге изображался с наездником.

Слон может ходить на любое количество полей по диагонали. У каждого из игроков один слон перемещается только по белым, другой – только по черным полям. Этих слонов называют, соответственно, белопольными и чернопольными. Белопольный слон в начале партии находится на белой клетке, чернопольный – на черной.

В записи шахматной партии слон обозначается буквой С. Если белый слон пойдет с c2 на b1, то ход будет записан так: Сc2-b1. Если черный слон пойдет с f8 на h6, то запись хода такая: Cf8-h6.

Если на пути будет находиться фигура (своя или чужая), на это и последующие поля ходить нельзя. Чужую фигуру, находящуюся на пути, можно бить.

На этом рисунке показано, как свои фигуры преградили ходы слону по трем направлениям. Но, слон может побить черного коня.

Слон относится к категории легких фигур. Эта фигура обладает несколькими преимуществами. она может перемешаться на любое количество клеток. Из одной части доски она за один ход может переместиться на противоположную. Два слона, белопольный и чернопольный, совместно друг с другом могут представлять грозную силу.

Слона можно эффективно использовать вместе с пешечной цепью. При наступлении нескольких пешек, слон может доставить немало неприятностей сопернику. Офицер не менее эффективно может разрушить пешечную цепь противоборствующей стороны.

Картинки по запросу пешечные цепи

У черных слон поддерживает основание пешечной цепи

По своей материальной ценности слон примерно равен коню. В одной ситуации более выгоден конь, в другой – слон. Если в заключительной части партии пешки остались с обеих сторон, преимущество будет у слона, если только с одной стороны – у коня. В открытых позициях, когда на доске есть пространство, преимущество будет у слона – ему будет, где разгуляться. В закрытых позициях конь будет предпочтительней. В этом случае слону могут мешать как чужие, так и свои фигуры. Если слона будут окружать другие фигуры, по своей ценности он может приравниваться к пешке. Поэтому, для слона важно свободное пространство.

В заключительной части партии, когда на доске остается мало фигур, два слона могут представлять грозную силу. Вдвоем они могут держать под ударом все поля. Причем, в отличие от коня, слона можно мгновенно перевести из одной части доски на другую. С помощью слона можно ставить “вилки”. В этом случае слон может одновременно угрожать двум значительным фигурам противника – ферзю и ладье или двум ладьям.

Если у одного из соперников на доске остался только король, а у другого – король и слон, объявляется ничья. В этом случае мат поставить невозможно. Также невозможно поставить мат при любом количестве одноцветных слонов и короле с одной стороны и одном короле – с другой. Такая ситуация возможна, если пешка дойдет до противоположной горизонтали и превратится в слона.

А вот, два слона вместе с королем могут поставить мат одному королю. Также мат можно поставить, если с одной стороны остались король, конь и слон, а с другой – один король. Если у одного из игроков остались король и ладья, а у другого – король и слон, объявляется ничья. Королю, который остался со слоном, нужно постараться попасть в угол, который отличается по цвету от слона (если слон белопольный, нужно занять черный угол и наоборот). Если же с одной стороны – король и ферзь, а с другой – король и слон, побеждает игрок, имеющий ферзя. Если с одной стороны остались король и два разноцветных слона, а с другой – король и ферзь, в этом случае будет ничья.

Недостатком слона является то, что он может ходить только по полям определенного цвета. По материальной ценности слон уступает ладье, которая, перемещаясь по горизонтальным и вертикальным линиям, может занимать все поля на шахматной доске. На пустой доске слону доступно от 7 до 13 полей, в то время, как ладье – 14.

Многие шахматисты используют слона в засаде. Это эффективный прием, особенно, среди неопытных игроков. Слона можно спрятать за другими фигурами. Затем, в подходящий момент, какая-либо фигура из рядом находящихся, делает ход, предоставляя слону возможность побить значимую чужую фигуру.

В этом случае у черного слона на g7 может появиться возможность “съесть” ладью на a1. Для этого черным нужно убрать белую пешку с d3, сделать ход пешкой с d4 и сделать ход конем с f6.

Или еще один пример. На следующем рисунке изображен момент эндшпиля.

Белые, сделав ход конем на d3, угрожают ферзю и, одновременно, объявляют шах. Получается своеобразная “вилка”.

И еще один момент, касающийся рассматриваемой нами фигуры. По слухам, именно слон является любимой фигурой нынешнего чемпиона мира по шахматам Магнуса Ларсена.

Читайте также:



Опубликовано

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *