Конь в шахматах – как ходит фигура? В картинках

Конь – шахматная фигура, которая относится к категории легких. В начале партии игроки располагают двумя конями. Находятся они в начале партии на клетках b1, g1 (у белых) и b8, g8 (у черных). В записи шахматной партии конь обозначается буквой К.

Много веков назад конница была важнейшим родом войск. Она могла решить исход любого сражения. Не была исключением в этом плане и Индия, родина шахмат. Как нетрудно догадаться, именно от конницы и произошла данная шахматная фигура. И в шахматах конь может решить исход партии.

У шахматного коня есть одна особенность – он может перескакивать через фигуры (через свои и чужие). Поэтому, ему не страшны закрытые позиции. Если вокруг него будут находиться фигуры, он может без труда выбраться из этого загромождения.

Есть у коня еще одна интересная особенность. Во время ходов он попеременно меняет цвет полей. То есть, находясь на белой клетке, он после следующего хода окажется на черной. И наоборот. Если он расположен на белом поле, то снова на белом поле он окажется через четное число ходов, а на черном – через нечетное.

Многие, кто так или иначе знаком с шахматами, слышали, что конь ходит буквой “Г”. На шахматной доске эта буква “Г” состоит из трех клеток в длину и двух – в ширину.

На данном рисунке красными клетками помечены поля, на которые может пойти конь с поля e4. Он может пойти на клетки d6, f6, c5, g5, c3, g3, d2 и f2. Причем, даже если на соседних клетках будут находиться фигуры, конь, все равно, сможет ходить на эти поля. Если на указанных клетках будут находиться фигуры противника, конь может их побить.

На данном рисунке показано, что, несмотря на наличие фигур рядом, конь, все равно, может ходить на указанные поля.

На этом рисунке показаны поля, на которые могут ходить кони у белых и у черных в начале партии. Перед тем, как сделать ход, необходимо убедиться в его безопасности. Бывают такие ситуации, при которой поле, на которое может пойти конь, находится под ударом. Поэтому, сначала необходимо обезопасить это поле.

Здесь на одном рисунке наглядно показаны все возможные ходы коня с c3. Он может пойти на поля a2, b1, b5, d1, d5. На поля a4 и e2 ему ходить нельзя – там расположены свои фигуры. А вот, на поле e4 он передвинуться может. Там находится пешка противника. Но, конь может ее побить и стать на ее место.

На этом рисунке белый конь, находящийся на f3, может пойти на d4, g5, h4 или побить пешку черных на e5. Однако, все эти поля находятся под боем. Поэтому, нужно либо предварительно поставить эти поля под удар своими фигурами, либо подождать, пока какая-либо клетка перестанет быть опасной для хода.

Если королю поставлен шах конем, он не может прикрыться другой фигурой – нужно только отходить на другое поле. Таким образом, если король со всех сторон закрыт фигурами, конем можно поставить мат. Такой мат называется спертым. Король находится под ударом, а отступать ему некуда. Конь – единственная фигура, которая может угрожать ферзю, сам не находясь под боем.

По своей ценности конь примерно равен слону. В одних ситуациях более выгоден конь, в других – слон. Ладье конь уступает. Однако, 2 коня сильнее одной ладьи. Ферзь по силе примерно равен трем коням. Эти соотношения являются условными. Здесь все зависит от конкретной позиции на доске. Конь может сказать свое веское слово, когда фигуры противника заперты и у них мало места для маневра. В таких ситуациях конь даже более уместен, чем ладья.

Конь, как никакая другая фигура, умеет ставить “вилки” (одновременно угрожать двум и более фигурам противника). “Вилки” можно делать и другими фигурами, однако, от коня это часто получается неожиданно. Вот пример “вилки”:

Здесь конь, находящийся на c7, угрожает одновременно ладье на a8, ладье на e8 и слону на e6. Вот пример еще одной вилки:

На этом рисунке конь на c7 одновременно угрожает королю и ферзю черных. Учитывая то, что часто во время вилки конь находится на безопасном поле (ему не угрожает ни одна из фигур, которые он может побить, кроме коня), поле, на которое он становится, не нужно предварительно защищать. Бывает ситуация, когда вместо пешки, дошедшей до крайней горизонтали, лучше взять именно коня, а не ферзя или ладью.

Конь более эффективен, когда он располагается в центре доски. В центре он может ставить под удар сразу 8 полей, в то время, как на краю доски – меньше. Если он находится в самом углу доски (на полях a1, a8, h8, h1), под его ударом находятся всего 2 клетки. Поэтому, если того не требует ситуация, не загоняйте коня в угол. Он там чувствует себя неуютно. Старайтесь, чтобы кони располагались ближе к центру.

Эффективно использовать коней вместе. Можно расположить их так, чтобы они прикрывали друг друга. Даже, если им угрожает фигура противника, можно этого коня разменять на угрожающую фигуру. Ладья или ферзь в такой ситуации не осмелятся напасть на коня – получится неравноценный размен. Главное, чтобы им не угрожала пешка противника. Иначе, потеряв коня, вы заберете, всего лишь, пешку противника.

Говорят, что любимой фигурой нынешнего чемпиона мира по шахматам Магнуса Карлсена является слон. Однако, есть прославленные гроссмейстеры, у которых любимая фигура – конь. В их числе был Михаил Таль. Он, как никто другой, умел мастерски использовать конницу. Его атаки с использованием кавалерии вошли в шахматные учебники.

И в заключении, несколько советов начинающим шахматистам:

  1. Помните о том, что конь может перескакивать через свои и чужие фигуры. С помощью этой особенности можно преподнести сопернику неприятный сюрприз.
  2. Старайтесь располагать коней в центре доски – его эффективность здесь является максимальной. Без необходимости не загоняйте коня в угол.
  3. Старайтесь использовать коней вместе. Пара гнедых может навести шороху в оборонительных порядках соперника.
  4. Помните о возможности поставить конем вилку. Не прозевайте вилку от чужого коня.

Удачи за шахматной доской!



Читайте также:



Опубликовано

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *