Ничья в шахматах – что это, в каких случаях ставят ничью?

Ничья в шахматах – результат партии, в которой нет победителя и проигравшего. Оба соперника получают по пол-очка, если партия заканчивается вничью,

Ничью в партии могут зафиксировать в следующих случаях:

1. Закончился материал для продолжения дальнейшей борьбы.

Нет возможности поставить мат, если на доске остались:

  • два короля;
  • король и конь против одного короля;
  • король и слон против одного короля;
  • по королю и слону того же цвета;
  • король и два коня против одного короля.

Ничью нельзя зафиксировать, если на доске находятся фигуры или пешки, и теоретически можно поставить мат, даже кооперативный. Кооперативный мат используют в задачах, которые относятся к области «сказочных шахмат». Черные не противодействую противнику, а помогают поставить мат своему королю.

Наличие пешки или фигуры у слабой стороны в определенных позициях делает возможным поставить мат двумя конями.

2. Троекратное повторение позиции.

Должны соблюдаться условия:

  • очередь хода во всех трех случаях принадлежит одному и тому же игроку;
  • во всех случаях имеются одинаково возможные ходы, включая рокировку, взятие на проходе.

Принимается во внимание факт нахождения определенной фигуры на конкретном поле доски. Так, если два черных коня поменялись местами – позиция повторилась.

При повторении позиции на доске три раза, не обязательно повторением ходов, каждая из сторон может требовать ничью. Такая ситуация обычно возникает, когда ничейный результат устраивает обе стороны, и шахматисты сознательно повторяют позицию.

3. Согласие на ничью по предложению одной из сторон.

Игроки согласились на ничью по обоюдному согласию. Предлагать ничью можно, когда очередь хода за соперником. Для предложения ничьей достаточно произнести «ничья». Если соперник делает ход, не отреагировав на предложение, оно непринято.

Признак плохого тона – предлагать ничью два раза, необходимо ждать предложение противника. Нельзя взять назад сделанное сопернику предложение о ничьей.

4. Вечный шах.

Вариантов вечного шаха множество, чаще всего они применяются, чтобы спастись от поражения. Вечный шах приводит к ничьей из-за троекратного повторения позиции или к правилу 50 ходов.

При ходе черных есть вечный шах. 1. … Фc1+ 2. Крa2 Фc2+ 3. Крa1 Фc1+ 4.Крa2 Фc2+.

5. Пат.

Пат объявляется в ситуации, когда у одной из сторон нет возможности хода ни одной фигурой. Часто используется стороной, которая проигрывает.

Ход белых, выбор невелик: 1. Крc6 пат. При другом ходе они теряют пешку. После данного хода белых, у короля черных не остается вариантов для продолжении игры, т.к. при любом возможном ходе он получает шах.

 

6. 50 ходов без взятия и движения пешек.

Соперники сделали 50 последних ходов, и никто не взял фигуру противника и не сделал ни одного хода пешками. Любой из участников может фиксировать ничью.

7. Игрок просрочил время, а его противник не имеет достаточно материала для объявления мата.

Международная Шахматная Федерация (FIDE) для уменьшения числа ничейных партий в некоторых профессиональных турнирах вводит специальное правило, по которому запрещено предлагать противнику ничью до определенного хода.

Цель введения софийских правил – искоренение договорных игр, в основном, коротких ничейных партий по обоюдной договоренности. Игроки, разыгрывают стандартный вариант дебюта, вынужденно переходящий в ничейное окончание, или соглашаются на ничью в начале партии. Название пошло с международного турнира в Софии 2005 года, где правила впервые применили.

По софийским правилам игроку запрещается предлагать ничью непосредственно своему противнику, за исключением случаев троекратного повторения позиции, вечного шаха, теоретически ничейного окончания. Полномочия фиксировать ничью в перечисленных случаях имеет только главный арбитр.

В раздел юмора можно отнести случай с гроссмейстером П.Кересом. Керес проводил сеанс одновременной игры. Передвинув на одной из досок пешку с е2 на е4, подошел к ней второй раз и обнаружил, что пешка стоит в начальном положении. Гроссмейстер снова передвинул пешку на е4. Подойдя к этой же доске третий раз, Керес увидел пешку на поле е2.

Не понимая, что происходит, гроссмейстер решил понаблюдать на своим соперником и снова передвинул пешку на е4. Напротив Кереса с хитрым выражением лица сидел 85-летний любитель, который, увидев пешку на е4, воскликнул с радостью: «Ничья! Троекратное повторение позиции».

Трагикомический момент случился в партии Э.Гуфельд – И.Дорфман в 43-м первенстве СССР 1975 г.

Гуфельд обдумывает позицию и понимает, что должен выиграть. В одном из вариантов убеждается, что для победы преимущества недостаточно. Разочарованно произносит про себя, что получилось вслух: «Неужели ничья?». Дорфман, услышав слово «ничья», воспринял его как предложение о заключении мира. Гуфельд машинально выбрал лучшее продолжение 40. Cb5 (угроза 41.d6). Дорфман, убедившись, что после 40…Kpc8 41. Cc6 Л:h3 42. Ла7 или 41…Cb8 42. Лf7 белые должны выиграть, сказал: «Я согласен». Судьи, поставленные в известность о диалоге между игроками, зафиксировали ничью.

В марте 2017 года на сайте газеты The Telegrahp появилась шахматная задача профессора Пенроуза. Исследователи Института Пенроуза пригласили всех желающих решить, как белые могут победить черных или найти неизбежную ничью.

Ученые придумали головоломку, которая поможет им понять, что делает человеческое сознание уникальным. Шахматная задача придумана так, что решить ее могут только люди – искусственный интеллект на это не способен. Ученые сконструировали задачу таким образом, чтобы сбить с толку шахматный компьютер. У черных значительное материальное преимущество, позиция для компьютера выглядит как невозможная, хотя она вполне вероятна. Человек в ней может добиться ничейного результата.

 



Читайте также:



Опубликовано

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *