Рубит ли назад пешка в шахматах?

Даже человек, далекий от шахмат, знает, что пешка – самая слабая фигура в этой древней игре. Поэтому отношение к ней, в основном, пренебрежительное. Несмотря на это, пешка может сыграть ключевую роль в партии. Рассмотрим, как ходит пешка и какими она обладает возможностями.

Итак, с каждой стороны в партии участвуют по 8 пешек. Располагаются они на второй (белые) и седьмой (черные) горизонтали шахматной доски. Если сравнить пешку с другими шахматными фигурами, то соотношение, примерно, следующее: конь или слон равен трем пешкам, ладья – пяти. Хотя, здесь все зависит от конкретной позиции.

1

Расстановка фигур в шахматах (пешки – на второй и седьмой горизонталях)

Пешки часто делают первый ход в партии. Можно еще пойти конем, но это редкое явление. При описании партии, каждая фигура обозначается определенной буквой: Кр – король, Ф- ферзь, Л – ладья, К – конь, С – слон. У пешки обозначение отсутствует. При записи хода пешкой указываются только начальная и конечная позиция этой фигуры (1.e2-e4). Сначала указывается ход белых, затем – черных (1.e2-e4 c7-c5).

2

Пешка ходит только вперед. Назад она ходить не может. Ход осуществляется на одну клетку вперед. Из начальной позиции можно пойти на две клетки вперед. Если на пути пешки будет находится какая-либо фигура, она (пешка) продвигаться дальше не сможет. Забрать эту фигуру она не имеет права (в отличие от ладьи, ферзя и короля).

Пешка может побить (взять) любую фигуру, кроме короля. В качестве синонима слов “взять” или “побить” новички используют слово “рубить”. Так вот, взять она может фигуру, которая находится на одну клетку спереди от нее по диагонали. Рубить назад пешка не имеет права. При обозначении процедуры взятия используется двоеточие (1.f3:g4 или 1.e5:d4). Пешка, которая находится на b5, вперед ходить не имеет права. Зато, она может взять коня и таким образом продвинуться вперед (1.b5:a6).

3

Есть у пешки интересная особенность – взятие на проходе. Если пешка из начальной позиции ходит на два хода через клетку, которая находится под ударом другой пешки, первая пешка будет побита второй (1.c2-c4 b4:c3 или 1.f7-f5 2.g5:f6). На проходе можно взять только пешку.

4

Взятие на проходе

Пешка обладает еще одним уникальным качеством – способностью к превращению. Можно сказать, что это главная цель пешки в партии. При достижении пешки последней горизонтали (для черной – первой), она имеет право превратиться в любую другую фигуру, кроме короля. Причем, бывают ситуации, когда выгоднее вместо пешки поставить не ферзя, а другую фигуру. В этом случае лучше пешку заменить конем:

5

Если здесь вместо пешки белые поставят ферзя, то черные могут пойти ферзем на f3 и забрать пешку. Результатом партии будет ничья. Если же вместо пешки поставить коня, можно сделать “вилку”. В результате, черные потеряют ферзя и победа у белых “в кармане”:

6

Превращение пешки в другую фигуру может происходить и со взятием:

7

И, в заключение – советы начинающим. Создавайте цепи из пешек. Пешки, расположенные по диагонали, защищают друг друга. Избегайте ситуации, когда пешки расположены на одной вертикали. В таком случае они становятся уязвимыми. Занимайте пешками центр – это дает пространство другим фигурам.



Читайте также:



Опубликовано

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *