Русские шахматы: правила игры, история появления

«Русские шахматы» – так называется вид шахматной игры, в основу которой положена древнерусская игра таврели. Сведений об этой игре немного, вероятнее всего она появилась еще в эпоху скифов и имела распространение на Руси в 9-10 веках, до тех пор, пока пришедшее на русскую землю православие не повлияло на большинство традиционных занятий славян.

image005

Новые, современные правила русских шахмат были созданы в 90-е годы ХХ века. С 1997 года была учреждена Федерация по русским шахматам, проводятся регулярные чемпионаты по этой игре в России.

Правила игры в русские шахматы

Доска для игры традиционного размера: 8 на 8 клеток. Фигуры русских шахмат отличаются от традиционных по названию, но правила их движения почти полностью тождественны. Королю обычных шахмат здесь соответствует фигура Волхв, Ферзю — Князь, Ладье — Ратоборец, Сон здесь называется Лучник, Конь — Всадник, Пешка — Ратник.

Изначальное расположение фигур на доске также не отличается от традиционных шахмат. Ходят фигуры, совершают рокировку и взятие на проходе — так же, как и в обычных шахматах. Правила мата, то есть главной цели игры — такие же.

Отличие русских шахмат от обычных

Передвижение

До завершения партии ни одна из фигур-таврелей не убирается с доски. Фигура, находящаяся под ударом, не удаляется, а «берется в плен», это выражается тем, что на нее ставится фигура соперника. Фигуры могут передвигаться как на свободные поля, так и на занятые другой фигурой, причем как своей, так и противника. Волхв не имеет право перемещаться или находиться на поле, атакованном фигурами противника. Ратник, попавший в процессе игры на исходную горизонталь (для белых вторую, для черных седьмую), лишается права хода на две клетки.

Башни: образование, передвижение и разделение

Если таврель перемещается на поле, на котором уже стоит другая таврель, независимо от ее цвета, в этом случае образуется башня, вверху которой находится башня, сделавшая последний ход; снизу же остается таврель, стоявшая на этом поле до нее. Теоретически может образоваться башня из 31 таврели с Волхвом наверху. На самого Волхва не может ставиться таврель. Правила передвижения башни обусловлены тем, какая таврель находится вверху. При совершении хода башня может разделиться надвое в любой пропорции.

Превращение ратников

Ратник, достигший последней горизонтали противника, может стать только той таврелью, за которой он стоял в начале партии. Если ратник находился перед фигурой Волхва, он превращается в хелги, эта фигура может перемещаться одновременно как князь и как всадник.

Превращение ратника может быть осуществлено лишь в том случае, если он становится на поле превращения единственной фигурой, либо верхней в башне. Таврель при этом переворачивается нижней стороной с изображением соответствующей новой таврели. В случае взятия в плен превращенная таврель становится снова обычным ратником.

Запись партии

Запись осуществляется с помощью традиционной шахматной нотации со следующими специальными дополнениями:

  • х — означает образование башни
  • – — перемещение на свободные поля
  • (3) — деление башни (с указанием в скобках количества снятых сверху таврелей)

Играть в русские шахматы

Если вам захотелось поиграть в русские шахматы, то попробуйте посмотреть на этом сайте. Правда, игра малопопулярна и найти соперников будет крайне сложно.

Пожалуйста поставьте оценку материалу

12345 (Оставьте свой голос первым)
Загрузка...
Опубликовано

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *