Сянци (китайские шахматы) – полные правила игры, история

Сянци – логическая настольная игра из Китая, имеющая некоторое сходство с европейскими шахматами, индийской чатурангой и японскими сёги. Эту игру нередко называют китайскими шахматами. Сянци является одной из самых распространённых в мире настольных игр типа шахмат, если учитывать количество играющих, тем более, что эта игра популярна и в некоторых других странах, кроме Китая. Сянци вошли в список Всемирных интеллектуальных игр в 2008-м и 2012-м годах.

История

Европейскими исследователями сянци рассматривается в качестве одного из ответвлений класса игр, произошедших от чатуранги, возникшей в Индии не позже 6-го века. Чатурангу считают общим предком всех существующих сегодня игр типа шахмат. В ходе продвижения чатуранги на запад на её основе возник арабский шатрандж, из которого, в свою очередь, позже возникли современные шахматы. В ходе распространения на восток и проникновения в Китай чатуранга подверглась сильному влиянию китайских традиций, трансформировавшись в сянци, а на их основе появилась игра сёги, которая популярна в Японии. Также в Корее на основе сянци возникла игра чанги, в которую играют на почти такой же доске и такими же фигурами, однако её правила несколько отличаются от правил сянци.

Часть китайских исследователей не разделяет мнение о том, что сянци произошли от чатуранги. Используя как аргумент документы, старейшие из которых относятся к эпохе Хань, они считают, что игра, которая была предком сянци, возникла в Китае примерно 3500 лет назад, а её изначальное название было “любо”. В ней тоже передвигали фишки на доске и среди них присутствовали пешки и генерал, которые делали ходы по-разному в соответствии с правилами, однако ход определяли с помощью игральных костей, поэтому в игре присутствовал элемент случайности. Позднее кости отменили и получили игру, которая называлась “сайчжан” или “гэу”. Согласно легенде, её правила утвердил лично император Китая того времени Хань У-ди.

Во время эпохи Тан правила изменились, расширилось разнообразие фигур, результатом чего стали правила сянци, которые были уже довольно близкими к современным правилам этой игры. Достоверно установлено, что как минимум в 8-м столетии в Китае уже существовали сянци, в которые играли вдвоём, кости тогда уже не использовали, а фигуры совпадали с фигурами в чатуранге – генерал (или король), слон, конь, колесница (или ладья) и солдаты (или пешки). Фигуры делали ходы, довольно похожие на ходы в чатуранге (но в последней фигуры ставили на поля, тогда как в сянци они стоят на пересечениях линий). Вряд ли такое сходство могло возникнуть случайно, намного более вероятно, что, даже если чатуранга не была прямым предком сянци, она, по крайней мере, в значительной степени повлияла на китайскую древнюю игру, от которой непосредственно произошли сянци. Название игры, согласно распространённой версии, произошло от словосочетания «фигуры из слоновой кости», поскольку именно из этого материала изготовлялись в то время фигурки для сянци. В отличие от нынешних предельно простых фигур, украшенных только иероглифами, тогда часто использовались объёмные фигуры, созданные путём художественной работы и “полноценно” изображавшие персонажей – колесницы, лошадей, слонов, генералов.

Важно учитывать, что документы, в особенности довольно древние, отнюдь не всегда могут толковаться однозначно, потому вопрос относительно происхождения сянци остаётся пока открытым.

Из древних документов известна в подробностях партия в сянци, сыгранная в 10-м веке между даосским отшельником Чэнь Туанем и императором, завершившая победой даоса.

Первым эпизодом знакомства с сянци в Европе стала гравюра Джона Инграма, которая издавалась в Париже в 1741-1763 гг. (но фигуры, которые изображены на ней, не соответствуют реальным фигурам сянци, видимо, потому, что график был не слишком хорошо знаком с ними).

Самым сильным игроком 20-го века был Ху Жунхуа, который стал чемпионом Китая 14 раз. Возможно, сильнейшим современным игроком в сянци является Люй Цинь, 5 раз становившийся чемпионом Китая в 21-м столетии.

С 1970-х годов в СССР издавались книги и выпускались наборы китайских шахмат под названием Чо Хонг Ки.

Правила

Доска

Для этой игры используется прямоугольная доска, которая расчерчена горизонтальными и вертикальными линиями. Её размеры – 9 на 10 линий. Аналогично игре го, фигуры устанавливаются на пересечениях линий, а не в клетках. Между двумя центральными горизонтальными линиями расположена река, влияющая на передвижение воинов, коней и слонов. Отмеченные двумя имеющимися на доске диагональными линиями квадраты 3 на 3 называются дворцами или крепостями. Генералы и советники согласно правилам не могут выходить из этих квадратов.

Фигуры

Игрок в начале игры имеет в распоряжении комплект фигур, по форме напоминающих шашки, изготовляющиеся в большинстве случаев из дерева. На них нанесены иероглифы. Иероглифы на одном и том же виде фигуры в двух разных наборах могут различаться. Традиционно у одной из сторон фигуры имеют красный цвет (реже – белый), а у другой – чёрный (иногда – синий либо зелёный). Относительно того, фигуры какого цвета делают ход первыми, есть некоторые разногласия в разных регионах, однако на турнирах чаще всего первый ход делают красные.

Как ходят разные фигуры в сянци:

  1. Король может передвигаться только на 1 пункт за 1 ход, в горизонтальном либо вертикальном направлении. Также он должен не покидать пределы своего дворца – квадрата, состоящего из 9-и пунктов, который ограничивается диагоналями.
  2. Советник (или защитник) может ходить только на 1 пункт в диагональном направлении за 1 ход. Аналогично королю, он не может выходить за пределы дворца.
  3. Слон (или министр) ходит в диагональном направлении обязательно на 2 пункта (не больше и не меньше). По правилам он не может пересечь реку. Каждая фигура, находясь между начальным и конечным пунктами хода слона, блокирует его, вследствие чего этот ход слон сделать не может.
  4. Ладья может ходить на любое количество пунктов в вертикальном и в горизонтальном направлении при условии, что ни на одном пункте, через которые проходит эта фигура, нет других фигур.
  5. Конь ходит в горизонтальном направлении ровно на 2 пункта и затем на 1 по вертикали либо наоборот – ровно на 2 пункта по вертикали и затем на 1 по горизонтали. В случае, когда соседний по горизонтали либо по вертикали с конём пункт занят другой фигурой, она блокирует ходы коня в этом направлении и он их совершать не может.
  6. Пушка может ходить на любое количество пунктов в горизонтальном либо вертикальном направлении, аналогично ладье. Но в случае взятия между начальным и конечным пунктами её хода должен быть ровно один не пустой (занятый другой фигурой, которая является “лафетом”) пункт. В случае же хода без взятия абсолютно все пункты, через которые проходит ладья, должны быть пустыми – не занятыми другими фигурами.
  7. Пешка ходит только на 1 пункт. Пешка, которая ещё не перешла через реку, может делать ход только вперёд, а пешка, которая “переправилась”, может ходить и по горизонтали.
  8. Взятие: любая фигура может зайти в пункт, который занимает фигура соперника – в этом случае первая фигура “съедает” вражескую фигуру. “Съеденную” фигуру в таком случае убирают с доски.
  9. Вертикаль короля: два короля не могут стоять на одной вертикали в случае, когда все пункты, разделяющие их, пусты. Ход, который создаёт такую ситуацию, запрещён правилами.
  10. Безопасность короля: правила запрещают оставлять короля в таком пункте, в котором соперник может съесть его. Запрещён ход, который ставит короля под удар.

Некоторые другие ходы также запрещены правилами. Запрещено постоянно угрожать взятием какой-либо фигуры соперника, используя как одну, так и две или более собственных фигур. Такой ход называется “вечный шах” (если создаётся угроза королю) либо “вечная атака” (если угрожают другой фигуре, кроме короля).

В сянци употребляются такие термины:

  1. Шах: ход, который угрожает королю соперника взятием на следующем ходу.
  2. Однотипная жертва (или размен): ход в пункт, с которого эта фигура может съесть фигуру соперника, относящуюся к тому же виду, таким образом, что какая-либо фигура соперника затем также сможет съесть эту фигуру на следующем ходу.
  3. Атака: ход любой фигуры в пункт, с которого она может съесть фигуру соперника (кроме короля) на следующем ходу. Атака – это также и такой ход фигуры, вследствие которого она становится “лафетом” своей пушки, которая в этой позиции угрожает фигуре соперника. Здесь есть исключения:
    • угроза, создаваемая королём либо пешкой, не является атакой;
    • угроза, создаваемая пешкой, которая ещё не перешла реку, не является атакой;
    • угроза, ведущая к размену, также не является атакой.
  4. Защищённость: фигура является защищённой, когда есть другая фигура, которая может съесть любую из фигур, которая съест первую фигуру. Исключением из этого правила является ладья, которая никогда не защищена в случае, если ей угрожает пушка либо конь.

Вечный шах и вечная атака

Правила запрещают вечный шах и вечную атаку. При нарушении этого правила засчитывается поражение нарушающему игроку. В случае, когда обе стороны нарушают это правило одновременно, засчитывается ничья. Если же один игрок создаёт вечный шах, а другой в тот же момент – вечную атаку, засчитывается поражение игроку, создающему вечный шах.

Согласно правилам атака или шах могут совершаться не более 6-и раз подряд одной фигурой, не более 12-и раз подряд двумя фигурами, не более 18-и раз подряд – тремя фигурами, после чего шах/атака признаётся вечным/вечной.

Окончание игры

Игра завершается в одном из трёх случаев:

  • Мат: матом является угроза королю соперника взятием, от которой он не может защититься. Мат – это победа игрока, который ставит его королю соперника.
  • Пат: ситуация, когда один игрок не может сделать ни одного хода, не противоречащего правилам. Пат является поражением этого игрока.
  • Один либо оба игрока нарушил(и) правила.

Ценность фигур

В игре сянци есть определённая шкала ценности фигур (ценность пешки, не перешедшей реку, принята за единицу, ценность других фигур выражается в разном количестве не переправившихся пешек):

  • ладья – девять;
  • пушка – четыре с половиной;
  • конь – четыре;
  • слон – две;
  • советник (защитник) – две;
  • пешка, пересёкшая реку – две.

Особенности игры

Во время игры в сянци важно не впадать в крайности – не увлекаться только нападением или только защитой. Имеет большое значение сбалансированность игры, в противном случае даже при огромном материальном преимуществе можно легко потерпеть поражение. Баланс, то есть гармония противоположных начал между собой, является фундаментальной позицией китайской философии и чертой китайской ментальности. Эта особенность сянци, впрочем, имеет довольно простую причину: ходы короля ограничены пределами дворца, потому порой после потери игроком инициативы даже на 1 ход его соперник «уничтожает» небольшими силами недостаточно защищённого короля.



Читайте также:



Опубликовано

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *