Цитата: “Человек играющий в шахматы оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям” – М. Ботвинник (6-й чемпион мира)
Краткий экскурс в историю шахмат
Один мудрый человек пришел к радже и сказал, что изобрел полезнейшую игру и показал ему доску с бело-черными квадратами. За свое изобретение он «скромно» попросил столько зерна, сколько уместится на квадратах, по принципу умножения на два (первый квадрат – 1, второй – 2, третий – 4, и т.д.).
Конечное число вычисляется значением 264− 1 ≈1,845×1019 . Такое количество зерна способно хранилище объёмом 180 км3.
Дело было в Индии на рубеже V-VI в. Легенда не донесла до нас ответа раджи, но пользу от изобретения индийского брамина для всего человечества возможно сравнить разве что с ценностью именно такого количества зерна.
Кому это особенно полезно
В первую очередь на шахматы стоит обратить внимание родителям детей так называемого некоммуникативного типа. Возможно, по причине отсутствия братьев и сестер или из-за особенностей характера, такие дети с трудом находят комфортную нишу в классе.
Шахматы научат их тому, что лидерство и победа являются результатом в первую очередь умственной работы. И человек, умеющий побеждать при помощи мышления, непременно станет лидером тех, кому легко даются физические упражнения и общение в коллективе им подобных.
Рекомендуется вводить шахматы как школьный предмет
Одна из популярных западных теорий в области образования говорит, что каждый человек наделен как минимум 8-9 способами восприятия информации. Она получила название ”Multiple Intelligences”, или “Множественность восприятия”. Одни и те же знания и навыки разные люди приобретают совершенно различными путями:
- кто-то лучше «слышит» и ему надо пропеть неправильные глаголы английского языка
- кто-то усвоит таблицу умножения только зрительно
- другие же нуждаются в логическом объяснении любого закона
Согласно этой же теории, благодаря усиленному развитию одного из видов восприятия, мы можем «подтянуть» отстающие.
Самый часто встречающийся пример – дети, регулярно занимающиеся на фортепьяно, часто бывают отличниками по лингвистическим дисциплинам, рисованию, труду, но и прочие дисциплины окажутся опосредованно подтянутыми. Предопределяется это чисто физиологически: развитие мелкой моторики пальцев благоприятно влияет на речевой аппарат, а умение правильно произносить звуки и строить предложения влияет на способность абстрактно мыслить, что приводит уже к успехам в логических дисплинах.
Таким же образом, регулярное занятие шахматами, в первую очередь, развивает абстрактно-логические способности учащихся, что в итоге благоприятно скажется на успеваемости в целом.
Прививая молодому поколению привычку эффективно использовать сознание а также заполнять досуг полезными занятиями, мы тем самым удерживаем их от негативных влияний окружающего мира (курение, спиртное, наркотики).
Перспективы
Некоторые российские школы уже экспериментально вводят данную дисциплину, хотя бы в качестве факультатива, что должно повлиять на рост успеваемости учащихся.